Проект «Колумбайн» (скулшутинг): истоки, триггеры, факторы риска/защиты, индикаторы распространения в медиакультуре» реализуется в АГУ им. В.Н.Татищева при поддержке гранта РНФ № 23-28-00765. Цель проекта — исследование экзистенциальных, трансгрессивных источников скулшутинга (колумбайна), триггерных механизмов, его вирусного продвижение через медиатизацию, оценку факторов риска и защиты. Для реализации проекта разработана комплексная методология на основе конвергенции экзистенциального, семиотического, лингвистического и социологического подходов для исследования феномена школьных стрельб. Проведено расширение возможностей экзистенциального анализа для концептуализации феномена колумбайна (скулшутинга) как комплексного феномена, включающего уровни аффективного действия, рационального обоснования, саморазрушительного сознания и поведения, обусловленного экзистенциальной дезориентацией (https://www.researchgate.net/publication/374222766_Existential_Sources_of_School_Shootings_and_Columbine). Массовые нападения квалифицированы как экзистенциальные преступления, обусловленные желанием преодолеть «пустоту» бытия и выразить свое существование. Экзистенциальное преступление – это совершение насилия для утверждения своего существования, на фоне ощущения абсурдности бытия и устранение другого как символа своего поражения. Самоубийство, совершаемое в актах скулшутинга, определяется как вид «бегства» от существования, отчаяния, от осознания собственной слабости, ничтожности на фоне притязаний на величие, успешность или власть.
Анализ кейсов скулшутинга выявил, что нападавшие оказывались в «пограничных ситуациях», в которых они выбирали деструктивные и саморазрушительные пути. В одних случаях причиной ненависти была травля, но акторы массовых нападений видят себя как «палачей», осуществляющих возмездие, преступления, за исключением случаев психических расстройств, совершались не импульсивно, а на основе рациональных установок и действий.
Исследована роль медиатизации в продвижении идей скулшутинга, показано значительное влияние поправок 2018 года в РФ, ограничивающих кибервоздействие на молодежь. После введения поправок продвижение идей колумбайна через медиа сократилось, но не прекратилось. Проведен анализ больших данных с помощью программы «Крибрум», показывающий рост внимания к скулшутерам и колумбайнерам в сетевой среде. Выявлена динамика сообщений в социальных сетях (за февраль-ноябрь 2023), большинство из которых нейтральные, но некоторые выражают поддержку скулшутерам. Выявлены «серые» зоны Интернет, где размещаются паблики о скулшутерах, в том числе их фанатами, их исследование продолжатся в 2024 г.
С позиции семиотического и культурологического анализа феномен школьных стрельб был описан как вид метафорических воплощений глубоких дисфункций в структуре культурной коммуникации. Эти инциденты определены как «инвертированные ритуалы», где традиционные структуры и значения обращаются вспять; как радикальные попытки адолесцентов найти свое место в обществе, которое само переживает кризис идентичности. Таким образом, школьные стрельбы могут выступать как экстремальные манифестации глубокого культурного дисбаланса и служат зеркальным отражением инвертированных обрядов инициации. Разработана концепция «хиральной инициации» (https://galacticamedia.com/index.php/gmd/article/view/431/302), основываясь на работах постструктуралистов, в частности М.Фуко, а также применяя метод деконструкции. Этот подход позволяет глубже исследовать механизмы, по которым современные общества генерируют такие формы делинквентного поведения, как школьные стрельбы. В этом контексте «хиральная инициация» рассматривается как переопределение традиционных обрядов перехода, где индивид, обычно исполнитель акта насилия, пытается сформировать новую идентичность через акт насилия. Исследование ориентировано на разработку новых подходов в социальной психологии и антропологии, что поможет обществу разрабатывать эффективные стратегии ответа на подобные проявления насилия.
В рамках компонентного и интерпретативного анализа коммуникативного поведения скулшутера, основанного на лингвистических показателях, выявлены его особенности. Изучение скулштинга включает анализ стратегий самопрезентации и коммуникативных актов. Анализ кейсов российских и американских скулшутеров показывает их конфликтные стратегии и тактики, такие как стратегия понижения статуса, самопрезентации, угрозы и коммуникативного противостояния, а также создания негативной тональности общения (https://kmfit.ru/wp-content/uploads/2023/09/%D0%A1%D0%BF%D0%B5%D1%86%D0%B2%D1%8B%D0%BF%D1%83%D1%81%D0%BA-%E2%84%961..pdf). Проведено сравнение коммуникативного поведения скулшутеров, выявив такие маркеры как изоляция, проявления гнева, озабоченность насилием, идентификация с преступниками и онлайн-проявления. Отмечено, что у большинства скулшутеров происходило изменение в стратегиях и тактиках коммуникативного поведения: кооперация (не всегда заметно выраженная) сменялась на конфронтацию.
На основе применения социологических методов была проведена оценка вовлеченности молодежи в сообщества (ВКонтакте и Телеграм-каналы) по тематике, связанной со скулшутингом, выявлена эмоциональная окраска постов и комментариев релевантных сообществ, составлены базы данных Рассмотрены социально-психологические последствия продолжительной травли (буллинга, моббинга) и неоправданной агрессии в детском и подростковом возрасте – теомания (мания величия, Я-Бог), социальная эксклюзия, депривация, суицидные проявления (https://cyberleninka.ru/article/n/skulshuting-kak-sotsialnaya-problema ). Разработана программа социологического исследования «»Колумбайн» (скулшутинг) в восприятии современной молодежи», которое включало проведение серии фокус-групп (проведено 4 фокус-группы) и экспертных интервью (на первом этапе проведено 3 интервью с экспертами). Интерпретация нарративов интервьюеров позволяет сгенерировать профессиональный взгляд и понимание сложившейся ситуации, экстраполировать ситуацию скулшутинга в России, а также структурировать оптимальные решения по минимизации деструктивных настроений в молодежной среде. Серия интервью будет продолжена. Анализ транскриптов фокус-групп с точки зрения превенции показывает, что необходимо разработать универсальную матрицу комплексных мер, обеспечивающих защиту образовательного пространства, включающую в себя усиление охраны в учебных заведениях; контроль за оборотом и приобретением оружия, отработку навыков педагогов для действий в чрезвычайных ситуациях с целью минимизации числа жертв.
В рамках проекта опубликовано 3 статьи (МБД), 1 (К-1), представлено 15 докладов, организован круглый стол на тему «Переход за грань: феномен “скулшутинга” (вооруженных атак в учебных заведениях) в современных реалиях» (https://asu.edu.ru/news/14906-uchenye-agu-obsudili-problemu-skulshutinga.html.