Статья опубликована в журнале  Философия образования 2012 т.43. № 4 . 74-82

Баева Л.В.

РОЛЬ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ЭПОХУ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ[1]

Role of high professional education in age of information technology

Baeva L.V.

Dean of Faculty of Social Communications, Head of Chair of Philosophy of Astrakhan State University, Russia

 

Key words : humanity education, high-technology, informatization, values, Answer of modern age

In the modern university humanitarian disciplines often connect only decisions of the past time, they aren’t integration in innovation process. In this  article suggested conception of humanitarian education in university with the account of problems most sharply facing to a society.

 

В современном университете гуманитарные направления подготовки зачастую оказываются живущими прошлыми достижениями, не интегрированными в инновационные процессы и проекты. В статье предлагается концепция гуманитарного образования в вузе с учетом наиболее остро стоящих перед обществом проблем.

Ключевые слова: гуманитарное образование, информационные технологии, информатизация, ценности, вызовы современной эпохи

Важную роль в развитии современного мира играют не только естественные (природные и человеческие) ресурсы, но созданные человеком технологии и знания. Информационные технологии, возникшие в XX веке, дали начало новой эпохе, эпохи информатизации, породившей в свою очередь культуру, ценности и человека нового типа [1. Баева Л.В., 2008]. С позиции аксиологического подхода, определяющей ценностью развития общества в современную эпоху становятся информационные технологии как совокупность знаний о способах и средствах организации производственных процессов, управлении естественными процессами, направленное на создание искусственных  объектов. Информационные технологии являются сочетанием технических возможностей вычислительной техники, электросвязи, информатики, направленной на отбор, накопление, анализ и доставку информации потребителем. Именно этот процесс реализует информатизацию общества как этапа развития техногенной, цивилизации, идущего  на смену индустриальному обществу.

Процесс информатизации сегодня коснулся самых различных уровней жизнедеятельности общества. Изменения затронули даже те сферы, которые были традиционными с истоков развития цивилизации. Так система образования, мораль, религия – сохранившиеся во многом в тех формах, в которых они имели место в классической Греции и Риме или Европе эпохи Возрождения – сегодня претерпевают существенные изменения и новые модификации, способные изменить их сущность и функции.

Влияние информатизации на образовании

Существующая более 25 веков система образования, при которой ключевую роль играет учитель, педагог, в условиях информатизации общества сегодня также принципиально изменяется. Получение знаний уже может происходить без учителя (преподавателя), без специально организованного школьного обучения, но посредством самостоятельной работы учащегося в мире информации, открытой для доступа каждому, подключенному к Сети Интернет. Принципиально изменились образовательные технологии, в которых главную роль играет активность личности в получении знаний, проектный, командный подходы, меняющие сам принцип обучения. Расширяются возможности дистанционного обучения, все шире используются информационные ресурсы и в рамках традиционных форм учебных занятий.

Что же несут эти изменения?

  1. Информатизация делает процесс обучения активным с обеих сторон, и со стороны педагога, и со стороны учащегося. Педагог выступает и источником новой информации, и наставником по ее поиску, а также консультантом по ее использованию. Учащийся, в свою очередь, является не только пассивным получателем информации, но и активным пользователем, способным добывать ее без помощи учителя, в соответствии со своими потребностями и возможностями. Информатизация повышает возможности самообучения, самоконтроля, что способно изменить сущность наставничества как ведущей формы обучения.
  2. Необходимость поиска и анализа информации предполагает возможность нестандартизированных действий, развития творчества, поскольку информационные потоки несут не только выстроенную в единую систему упорядоченную информацию, необходимую для изучения, а, скорее, хаотичный, нераспределенный «шквал» информации, среди которой требуется выбрать нужное, преодолеть разночтения и противоречия, установить взаимосвязи (хронологические и логические), дать собственную интерпретацию.
  3. Информатизация позволяет реализовать доступ к любой информации для каждого пользователя глобальной сети, что позволяет учащимся получать постоянно обновляющуюся, всестороннюю, а не связанную однозначной интерпретацией информацию об изучаемом объекте. Скорость, широта охвата, демократичность доступа, возможность узнать больше – все это характеризует особенности современного получения информации учащимся в школе или вузе. Появление информационных технологий создает уникальные возможности для сохранения и передачи большому количеству учащихся информации о культурном наследии, истории, искусстве до всех желающих, что имеет грандиозное воспитательное значение и влияние (2. Ott M., & Pozzi F., 2011).
  4. Интерактивность посредством информационных ресурсов  способствует повышению интереса к изучаемому предмету, вовлечению учащегося в учебный процесс через те или иные формы работы с компьютером (тестирование, поиск информации, моделирование, программирование и др.), укреплению связи изучаемых теоретических вопросов с практическими, эмоционально-привязанными, реальными действиями и задачами. Информатизация реализует визуализацию знаний, делает процесс обучения более интересным, наглядно-образным, эффективным для работы с разными возрастными и иными группами.
  5. Информатизация обучения высвобождает много свободного времени, уходившего ранее на поиск и переписывание информации. Новые технологии позволяют освободиться от вспомогательных действий и сосредоточиться на изучении содержания информации, его анализе, а также творческой деятельности.
  6. Информатизация обучения адаптирует учащегося к условиям нового типа культуры, в которой существует собственная этика, правила, регуляторы. В этом смысле происходит развитие личности, которая получает навыки адекватно реализовать потребность в информации; организовать поиск нужной информации; переработать информацию; дать ей оценку, произвести отбор, классификацию, каталогизацию; в конечном итоге, оказаться способным создать новую информацию, отвечающую критериям Знания. Для того, чтобы способствовать развитию ценностей личности в условиях виртуального взаимодействия разрабатываются специальные учебные курсы, тренинги, призванные помочь адаптации человека в Сети и формированию определенных ориентиров (3. Chang C.L. 2011)

Подчеркивая значимость этих позитивных изменений, стоит остановиться и на негативных последствиях информатизации и связанных с ней рисках.

  1. Система обучения меняется со «знаниевой» на «информационную». В традиционной парадигме образования преподаватель передавал студенту не просто сведения, данные – то есть информацию о чем-либо, но знания о предмете (мы уже останавливались на вопросе, касающемся их различии). Современный учащийся, получив возможность самостоятельно получать информацию через Интернет, виртуальные библиотеки и т.д. приобретает не «систему знаний», упорядоченных и логически взаимосвязанных, а набор разнородных сведений. Этот элемент неупорядоченности и неопределенности данных не позволяет сформировать целостную картину мира, которая все больше тяготеет к фрагментарности, противоречивости, хаотичности.
  2. В обучении доминирует не содержательная, а технологическая составляющая. Учащийся оказывается отвлеченным от содержания объекта различными вспомогательными «эффектами», за которыми может оказаться не явной сущность изучаемых процессов и явлений. Процесс самостоятельной работы во многом сводится до поиска нужного «материала» без содержательного анализа литературы.
  3. Увеличивается возможность заимствования результатов чужого труда, плагиата, присвоения авторства и т.д. Учащийся в результате постоянного обращения к Интернет-ресурсам утрачивает потребность и способность самостоятельно описать и тем более решить проблему, связанно и логично выражать свои мысли, мыслить свободно от  Интернет-клише.
  4. Возникает угроза утраты самой системы образования, особенно высшего, поскольку дистанционные образовательные услуги оказываются все более доступными и экономят еще больше времени. По мере виртуализации образования, его перевода из аудиторий на Интернет-порталы учебных заведений качественно меняется его сущность.
  5. Нарушается система взаимосвязи поколений, передача ценностей, смыслов, культурных универсалий, преемственность, сопутствующие процессу традиционного обучения учащихся.  Дистанционное обучение, самостоятельный поиск информации и получения знаний не только развивает творчество личности, но и формирует необходимость его собственной оценки. Оценивание информации предполагает ее сопоставление с лучшими образцами, неким стандартом или эталоном, ставшим таковым в силу развития культуры. Если преподаватель направлял ранее учащегося к подобной оценке, предоставляя ему необходимые знания об этих «эталонах», то в современной модели образования студент не получает подобных ориентиров. Этот плюрализм способен привести к постепенной утрате самих образцов и эталонов мышления (и культуры), к некоей анархии и хаотичности восприятия ценностей и смыслов. А поскольку ценностное основание является фундаментом мировоззрения, эти деформации найдут отражение и в развитии самой личности. То, что с позиции традиционной системы воспитания воспринималось как девиация, постепенно станет типичным, поскольку  представления об «эталоне» перестанут транслироваться от поколения к поколению.

Эти суждения  подводят нас  к необходимости выработки новых принципов организации обучения, которые позволят осуществить переход к новой форме образования при сохранении ее традиционных составляющих  с учетом возможностей высоких информационных технологий. Полагаем, что утрата  традиционной системы обучения, происходящая в современном обществе, приведет к качественным изменениям в самой культуре и жизнедеятельности социума.  Насколько эти изменения будут позитивными, можно судить, анализируя указанные риски.

Проблемы и возможности гуманитарного образования в эпоху информации

Отметим, что наиболее серьезные риски сегодня связаны с гуманитарным образованием, которое в условиях бурного роста информационного и инженерного знания (и образования) оказывается в числе «малоперспективного» как с государственной, так и с экономической позиций. Нерентабельность и преимущественно фундаментально-теоретический характер гуманитарных наук в эпоху общества потребления и развитой сферы услуг создает немалые трудности для сохранения предыдущих достижений, а тем более быстрого развития. Гуманитарное образование в свою очередь испытывает влияние от уклона к прикладным, практикоориентированным направлениям подготовки специалистов. При этом важно осознавать, что и гуманитарное образование (как и гуманитарные науки, в целом) тоже могут быть современными, высоко-технологичными, практико-применимыми и более, того высоко актуальными в условиях изменения личности и культуры новой информационной эпохи. Конечно, это требует изменения самой парадигмы гуманитарного образования, которое должно отвечать на вызовы современной ему эпохи.

Россия сегодня находится еще в самом начале перехода от индустриального общества к постиндустриализму. Это предполагает  возрастанием роли человека, который в этот период становится уже не элементом конвейера на заводе, а создателем новой информации, имеющей активный преобразующий характер. В связи этим изменяется направленность экономических потребностей, существенно повышаются требования к человеку как работнику и личности.  Для осуществления своих задач, как в аграрном, так и в промышленном секторе и, конечно, в сфере услуг, которая выходит на главное место, требуются не только более сложные профессиональные навыки, но и умение принимать стратегические решения, управлять развитием систем, ориентироваться в междисциплинарных знаниях, владеть навыками современной коммуникации, быть не исполнителем, а создателем новых идей.

В индустриальном обществе приоритет отдавался прагматическому, технократическому образованию. Образование строилось на получении базовых знаний и навыков профессии. Особенностью современной ситуации становления информационного общества является то, что приоритет приобретает сам Человек, гуманитарное измерение и гуманитарное образование. В отличие от технократического представления, гуманитарное рассматривает развитие личности и создание условий её безопасного и достойного существования как цель, а не как  средство. В информационную эпоху роль личности резко возрастает. Для России это пока не реалии, а будущее. Пока информатизация выступает средством, дополняющим индустриальную сферу, но для того, чтобы обеспечить развитие, а не дальнейшее отставание, необходимо менять и систему обучения. Можно во многом согласиться с мнением профессора миланского политехнического института А. Ронки о том, что теперь мы должны рассматривать информационные ресурсы, в том числе Интернет в качестве оплота в отношении социальных коммуникаций и принимать во внимание этот аспект в системе образования личности  [4. Ronchi A. M., 2009, 2010].

Технократизация  в условиях информационной эпохи ведет к усилению роли математических, точных наук, изучение которых имманентно предполагает развитие логических, аналитических способностей.  Однако было бы преувеличением считать, что в эпоху всеобщей информатизации происходит и всеобщий рост интеллектуальности, скорее, процесс развития способностей молодых людей происходит неравномерно. По словам профессора ВНИИ Информационной техники и информатизации Г.Т. Атрамонова, с которым во многом можно согласиться, «Вычислительные машины нейтральны в своем воздействии на процесс развития человека. Они в равной степени усиливают стремления одних людей к саморазвитию, а других людей к экономии усилий как физических, так и умственных. Последнее обстоятельство особенно опасно для общества. Оно приводит к увеличению пределов разделения людей по уровню умственного развития, что нам представляется гораздо опасней разделения людей по уровню материального благосостояния. Человечеству грозит дебилизация большого числа людей в информационном обществе в качестве платы за его развитие, обеспечиваемое относительно небольшим числом высокоинтеллектуальных людей» [ 5. Артамонов Г.Т. ].

Еще одна особенность новой эпохи – узкая профилизация образования, развивающая интеллектуальные способности человека только в определенной узкой сфере их применения. Это способствует как достижению более высоких результатов в конкретных науках, так и в утрате «общего уровня культуры». В тоже время технократизация сознания способствует повышению рациональности мировоззрения, понимаю процессов и объектов с позиции естественно-природных закономерностей (исключающих мистицизм, иррационализм), развитые способности к критике, выявлению количественных показателей (индикаторов). Это систематизирует процесс мышления, хотя и изгоняет из него элементы оценочности, эмоциональности, интуиции.

Постиндустриальная эпоха отличается переориентацией экономики в направлении гиперразвития сферы услуг, к которой сегодня относят и образование. В постиндустриальную эпоху ведущей отраслью становится индустрия досуга и развлечений (В Японии на неё приходится 85,7% объема продаж, тогда как на образование – около 5%).

Образование вынужденно менять свои ориентиры в подготовке кадров высшей квалификации. При этом для специалистов гуманитариев актуальность представляют такие проблемы: 1) незначительная связь вуза с заказчиком, предприятием, где будет работать выпускник; 2) отсутствие достойного рынка труда, где специалисты могли бы реализовать свои навыки.

Модернизация системы гуманитарного образования, зачастую, обусловлена не столько проблемой конкуренции, сколько отсутствием широкого рынка  труда для специалистов. Специалист-гуманитарий (в области политики, философии, социологии, культурологи, филологии, истории и т.д.) таким, каким  его сегодня выпускают большинство вузов, неадекватен социальной среде, в которую он попадает. Его обычный путь – или смена деятельности или попытки применить свои знания в малоприбыльных отраслях образования и культуры.

Эту ситуацию на первый взгляд должно решать общество, его органы власти, самоуправления. Однако ее может менять и сам создатель новой продукции (вуз) через рекламу и искусственное создание среды, в которой новые специалисты нашли бы применение. Университет может иметь две направленности деятельности в условиях рынка: предоставлять услуги, в которых есть потребность, либо вырабатывать и внедрять новые типы услуг, «создавая» в самом обществе потребность нового типа. Создание интеллектуального продукта, в том числе с применением высоких технологий, способно не только осуществить профессиональную социализацию специалиста, но и содействовать противостоянию массовой культуре общества потребления.

Спецификой индустриального общества является феномен массовой культуры, в процессе формирования постиндустриализма «массовое общество» претерпевает существенные изменения. Разрыв между элитарным и массовым сокращается за счет развития «среднего» уровня, называемого поп-, кэмп-, сайентифицированным. Постмодернизм отверг демаркацию «высокого» и «низкого», «научности» и «повседневности». Под влиянием СМИ, практически «всеобщего высшего образования», массовая культура уже не является синонимом невежественной, механической, стадной. «Масса» — это однородная преобладающая часть населения, удовлетворенная своим положением, отказавшаяся от борьбы, добившаяся прав, благ, привилегий тех, кто раньше составлял элиту. Её цель – высокое качество жизни, её стиль – стандартизация и унификация, её материальный базис – интеллектуальные технологии, её средство социализации – СМИ и т.д. Это общество, стремящееся к постоянным переменам, усовершенствованиям, новым впечатлениям. В таком обществе формируется культ постоянного обновления, отказа от традиций и привязанности к собственности, семье, этносу, ценностям. Главная черта образа жизни – мобильность, подвижность, способность к перестройке на новую информацию, задачу, базу данных. Огромную роль в массовом обществе играет реклама. Воздействие на массовое сознание в постиндустриальную эпоху осуществляется с помощью коммуникативных технологий, в том числе сетевых, позволяющих прямолинейное управление заменить скрытым манипулированием. Эти формы управления сегодня активно используют владельцы сферы производства благ и досуга.

Задача гуманитарной науки и образования, обладая знаниями о данных технологиях, создать собственную систему воздействия на «потребителей» для развития в массовой культуре неэнтропийных процессов.

Большинство представителей классической науки полагали, что либеральное образование (с гуманитарными предметами в центре) необходимо для морального и культурного здоровья цивилизации. И вот это ощущение миссии гуманитарных дисциплин сегодня во многом оказалось утрачено. Постмодернизм, массовая культура способствовал упадку веры в традиционную миссию гуманитарных дисциплин, в объективные или хотя бы интерсубъективные стандарты для оценок культуры. Но как возможно учить студентов отличать высокое качество от низкого в произведениях литературы и в других культурных продуктах, если не существует критериев оценивания, общезначимой морали и ценностей? Из университета уходит элитизм, и в этом не только признак демократизации, либеральности, но и утрата  возможности дать образование высшего качества.

Современное общество не только породило новую форму коммуникации – информационно-виртуальную среду, но и создало особый тип культуры, жизнедеятельности, обусловленный феноменом виртуализации.  Человек живет сегодня не в двух, а в трех мирах: вещей, умозрительных идей и в мире виртуальных феноменов, который является своеобразным синтезом мира сознания и современных высоких информационных технологий. В этом мире возникли свои законы, свободы и права, свой автор и потребитель, свои формы выражения. В нем большое место занимает игра, развлечения, он уделяет большую роль визуализации и обращен в значительной степени к чувственной сфере человека, он не имеет прежних моральных регуляторов (поскольку виртуален и, казалось бы, не связан с реальными поступками), он предоставляет небывалую ранее свободу, формы для самореализации. Однако самореализация пока не стала основанием для самосовершенствования, электронная культура пока лишь развлекает, но не развивает человека, эту же миссию во многом продолжает играть прежняя классическая культура, постепенно устраняемая из общественного сознания.

Все эти факторы сегодня оказывают влияние на обыденное мировоззрение личности, формируют новый тип ценностей, а также воздействуют и на знание, которое сегодня «мечется» между исконной «фундаментальностью»  и актуальной  «практичностью».

Гуманитарные науки в России – уникальный феномен, как «дисциплины» пока еще включенные в стандарт высшей школы. современная эпоха дает небывалую свободу слова, однако, ученые и педагоги пользуются ей только в аудиториях и своем научном сообществе. Этого сегодня недостаточно. Гуманитарная наука в открытом мире не может оставаться закрытой системой. Она вынуждена из созерцающей, стать созидающей, творческой силой, выступающей параллельно прикладной науке. Необходим выход гуманитарных наук в СМИ, Интернет, где на 90% представлены искаженные факты и квазинаучные представления.  Гуманитарному образованию нужна другая, современная форма существования, активное действующее говорящее в СМИ сообщество специалистов.

Опыт работы в вузе позволяет сформулировать ряд аргументов, показывающих необходимость сохранения в вузовских программах таких предметов как философия, логика, этика, эстетика, культурология, религиоведение. Во-первых, достоинство российской науки обеспечивается не только высоким профессионализмом специалистов конкретных дисциплин, но в том числе и способностью к системному, всестороннему, логически аргументированному видению мира, навыки к которому формируются в ходе изучения философии и логики. Во-вторых,  современная наука стоит перед решением глобальных проблем, охватывающих различные сферы и требующих знаний, находящихся на пересечении наук. В связи с этим резко возрастает значение философской методологии, способствующей, как видно на примерах западной философии политики,  аналитической философии сознания, эффективному разрешению практических комплексных проблем. В-третьих, не стоит забывать и о том, что современный человек обладает не только ярко выраженными гедонистическими, витальными, экономическими потребностями, но все еще имеет духовные запросы, разрешению которых не способствуют ни современная религия, ни массовая культура, ни бездуховная коммуникация. Безусловно, это может быть преодолено, если культивировать только телесную составляющую человека и устранить все виды духовных потребностей через соответствующее воспитание. Развитие в направлении нравственности не является спонтанным, оно всегда направленно и требует усилий. Именно эту задачу и необходимо ставить перед современной гуманитарной наукой и философией, и если в том виде как они преподаются сегодня в большинстве вузов, они не удовлетворяет требованиям времени, они должна найти новые формы и не позволить современному молодому человеку стать новым варваром, признающим исключительно культ силы или потребителем бесконечных удовольствий.

Ссылки на источники:

 

  1. Баева Л.В. Информационная эпоха: метаморфозы классических ценностей. Монография. Астрахань: Астраханский университет, 2008.
  2. Ott M., & Pozzi F. Towards a new era for Cultural Heritage Education: Discussing the role of ICT. Computers in Human Behavior 27 (2011) P.1365–1371.
  3. Chang C.L. The effect of an information ethics course on the information ethics values of students – A Chinese guanxi culture perspective. Computers in Human Behavior 27 (2011) P. 2028–2038.
  4. Ronchi A. M. ECulture. New York: Springer-Verlag, LLC, 2009; Ронки А. Сотрудничество в сфере обмена цифровыми коллекциями и культурным контентом // Информационное общество, 2010, вып. 3, с. 50-64.
  5. Артамонов Г.Т. Информационное производство в информационном обществе // Офиц. сайт ВНИИ ИПВТиИ: pvti.ru/article_6.htm

 


[1] Статья выполнена при финансовой поддержке гранта РГНФ 2011 г.  № 11-33-00239а1, проект «Социоантропогенез в условиях развития современных высоких технологий: аксиологический, социокультурный, гендерный анализ».