Руководитель проекта – Л.В. Баева, доктор филос. наук, профессор
Исполнители проекта:
Касавина Н.А., доктор филос. наук, доцент
Лопатинская Т.Д., канд. филос. наук
Федюлина Е.В., аспирант

2018 г. (1 этап)

Исследование направлено на разработку концепции электронной (online-, cyber-, е-culture, digital-culture) культуры, структурно-функциональный анализ форм ее проявления, системный анализ ее связи с иными формами культуры, а также теории экзистенциальной аксиологии электронной культуры, направленной на изучение ценностных, этических, экзистенциальных аспектов бытия человека в условиях информатизации его жизненного пространства.
В течении 2018 год в рамках проекта было проведено 1) изучение и систематизация подходов к изучению электронной (кибер, онлайн- цифровой и т.д.) культуры, как конвергентных исследований в социогуманитарных, информационно-инженерных и био-технологических науках. 2) осуществлено развитие теории электронной культуры и концептуализация связанных с ней понятий, выявление структуры и функций форм электронной культуры, их связи с предметной и социальной формами бытия (на протяжении реализации всего проекта). 3) дана характеристика новых экзистенциальных проблем человека в условиях электронной культуры, форм отчужденности от реальности (феномен «хикикомори»), виртуального эскапизма, «бытия к смерти» в сетевых сообществах суицидальной направленности.

На основе отбора и анализа современных научных исследований по проблемам развития электронной (кибер, онлайн-, цифровой и т.д.) культуры, систематизированы и охарактеризованы ведущие методологические подходы ее анализа: технологический, культурно-архивный, онтологический подход, социально-коммуникационный подход, коммуникационно-лингвистический, стадиальный, экзистенциальный. Проведен логико-понятийный анализ электронной, кибер-, онлайн-, Интернет- культуры, даны основные дефиниции, во многом впервые представленные с позиции из сравнительного изучения. Проведен структурно-функциональный анализ системы электронной культуры, дана характеристика и типология ее элементов. Электронная культура представлена как открытая, высоко динамичная система, характеризующаяся нелинейными взаимосвязями между ее элементами. Элементы системы систематизированы по антропологическому, онтологическому, социально-кластерному, коммуникативному, основанию и по степени открытости. Показано, что появление элементов электронной культуры обуславливают новые социальные явления, риски, в том числе, связанные с безопасностью в физическом и экзистенциальном, этическом и иных аспектах. Изучение этих феноменов становятся задачами современных областей наук (технонаука, Internet Studies, Digital humanities, философия медиа, исследования социальных сетей, информационная этика, онтология виртуальных миров и киберпространства, философия НБИКС-технологий, философия электронного обучения и др.), которые также можно отнести к феноменам электронной культуры – стадии самопознания, рефлексии.
Проанализированы социальные, психологические, экзистенциальные риски и возможности положения человека в новой социотехнической среде, создаваемой электронной культурой. Выявлена амбивалентность процесса адаптации личности к новым формам коммуникации, социальности и жизненного пространства в целом. Показано становление новых исследовательских трендов в области философских и междисциплинарных исследований, где электронное пространство интерпретируется как новая среда существования человека. Научные ресурсы снятия рисков, когнитивные изменения и когнитивное благополучие человека, когнитивная экология Интернет, феномен расширенного разума – эти и другие задачи современных гуманитарных исследований рассматриваются как переход от оценки электронной культуры в контексте человеческих рисков к пониманию ее новых возможностей.
Проведено исследование изучение экзистенциальных проблем человека в условиях электронной культуры, выявлены различные формы отчужденности от человека реальности, варианты виртуального эскапизма, в том числе суицидальной направленности. Изучены «группы смерти» в Интернете («Синий кит», «Разбуди меня в 4.20», «Тихий дом» и др.), выявлены характерные психологические и социальные портреты их участников, вероятные группы риска, механизмы воздействия на поведение подростков. Показана взаимосвязь «групп смерти» с манипулятивными технологиями в информационной среде, с одной стороны, и экзистенциальными проблемами молодежи, с другой. Раскрыто, что бытие человека в условиях электронной культуры вызывает смещение определяющих сфер его существования (коммуникации, творчества, образования, досуга, искусства), формируют комплекс новых проблем, как в ценностном, этическом, так в онтологическо-экзистенциальном отношениях.
Выявлены основные модели формирующегося представления о бессмертии в условиях электронной культуры: 1) бессмертие в виртуальной реальности (игровом пространстве), где современные игровые онлайновые и другие компьютерные программы, платформы виртуальной реальности и IT-технологии создают разновидности символического опыта смерти и бессмертия. 2) бессмертие в форме цифрового аналога человека, позволяющее сохранять и транслировать личность индивида на долговременных носителях информации. Симуляционные миры для игроков постепенно становятся терминальной реальностью, а окружающая реальность все больше играет инструментальную роль. Доминирование мира виртуальных симуляций по отношению к реальности, связано с его большей эмоциональной и визуальной насыщенностью, возможностью управления субъектом, многоальтенативностью форм существования и кибербессмертием. Проведено изучение понятия индивидуального практического бессмертия и его форм; рассмотрены этические аспекты «кибер-иммортализма» в условиях современной электронной культуры.
Всего за 2018 год опубликовано 13 публикаций, в том числе 1 в журнале, индексированном в Scopus, 4 в журналах перечня ВАК. Принято участие с научными докладами во Всероссийских и Международных, межвузовских научных конференциях и конгрессе, организован 1 научный вебинар АГУ и ИФ РАН с привлечением молодежной студенческой аудитории.
Научные мероприятия, в которых принимали участие исполнители проекта:
1. Л.В. Баевой и Н.А. Касавиной осуществлена организация и проведение вебинара в рамках межвузовской конференции «Современное информационное общество и молодёжь: проблемы и вызовы» в Астраханском государственном университете с ИФ РАН; выступление Л.В.Баева (АГУ) с докладом «Экзистенциальная безопасность и риски в условиях электронной культуры», Н.А. Касавина (ИФ РАН) “Экзистенциальный опыт человека в электронной культуре”, Е.В.Федюлина (АГУ) с докладом “Проблема смерти и бессмертия в условиях информационного пространства” для молодежной аудитории про проблемам экзистенциальных рисков в электронной культуре (пленарные доклады, очное участие без публикации выступлений) (http://asu.edu.ru/news/6090-na-fsk-obsudili-aktualnye-problemy-informacionnogo-obshestva.html)
2. Участие Л.В. Баевой с пленарным докладом в Международной конференции «Модернизация культуры: судьба ценности в современном мире», 26–27 апреля в Самарском государственном институте культуры — http://asu.edu.ru/news/6210-dekan-fakulteta-socialnyh-kommunikacii-agu-priniala-uchastie-v-mejduna.html (очное участие, публикация в сборнике, принята в печать, справка прилагается)
3. Участие с секционными докладами Л.В.Баевой и Н.А.Касавиной в Первом конгрессе Русского общества истории и философии науки (14-16 сентября 2018 года), Москва, ИФ РАН, МГУ им. Ломоносова (очное участие, с публикациями в сборниках, индексирован РИНЦ).
4. Участие с четырьмя секционными докладами Л.В.Баевой и Н.А.Касавиной, Т.Д. Лопатинской, Е.В.Федюлиной во всероссийской научной конференции «Практическая философия: от классики до информационного социума» (Астрахань, АГУ 27-28 сентября 2018 г. (очное участие с публикациями в сборниках, РИНЦ)
5. Участие Л.В.Баевой с секционным докладом «Value of Education in E-Culture» в 2nd International Conference on Transformative Education Research and Sustainable Development ( 5-8 October 2018, Dhulikhel, Nepal). (участие посредством Skype, с публикацией абстрактов)
6. Участие Л.В. Баевой в Международной научно-практической конференции «ИНФОРМАЦИОННАЯ РОССИЯ 2019» в г. Волгоград, 18–19 октября 2018 года (очное участие; по итогам конференции пройден отбор для публикации докладов в сборнике издательства Шпрингер (Scopus); публикация статей запланирована и войдет в план 2019 г.)
7. Участие Л.В. Баевой во Всемирном Философском конгрессе в Пекине (тезисы прошли отбор и были включены в программу; заочное участие).
8. Участие Лопатинской Т.Д. в XIX Международной научно-практической конференции «World Science: Problems and innovations» (30 марта 2018 г.) г. Пенза (заочное участие с публикацией в сборнике, РИНЦ)
9.Участие Федюлиной Е.В. во II Всероссийской научной конференции с международным участием «Социальные процессы в современном российском обществе: проблемы и перспективы», Иркутск, апрель, 2018 (заочное участие с публикацией в сборнике, РИНЦ).

Публикации в рамках 1 этапа реализации (2018 год):

1. Баева Л.В. Экзистенция в цифровом социуме: от хикикомори до «групп смерти» // Ценности и смыслы 2018 №2 (54) с. 39-55.
2. Баева Л.В. Развитие системы электронной культуры и дифференциация современного социогуманитарного знания // Философские науки №6 2018 с.83-99 https://www.phisci.info/jour/article/view/2258 doi.org/10.30727/0235-1188-2018-6-83-99
3. Баева Л.В. Электронная культура: к вопросу о методологических подходах. // История и философия науки в эпоху перемен: сборник научных статей / Научн. ред. и сост. И.Т. Касавина, Т.Д. Соколовой, В.И. Аршинова, П.Н. Барышникова, В.Г. Буданова, Т.Г. Лешкевич, А.В. Родина: В 6 томах. Т. 4. [Электронный ресурс]. – Москва: Изд-во «Русское общество истории и философии науки», 2018. С.59-62
4. Баева Л.В., Федюлина Е.В. Концептуализация электронной культуры и практическая философия. Практическая философия: от классики до информационного социума: Сборник материалов Всероссийской конференции (Астрахань, Астраханский государственный университет, 27-28 сентября 2018 г.) / Под научной редакцией Л.В. Баевой и К.А Маркелова. – Астрахань, Издатель: Роман Васильевич Сорокин. 2018.с.132-137.

5. Baeva L. Value of Education in E-Culture // Second International Conference on Transformative Education Research. Abstracts. “Promoting Context-Responsive Wisdom & Knowledge for Sustainable Futures” (October 5-8, 2018 Dhulikhel, Nepal). Kathmandu University. Ed. Rebat Kumar Dhakal, Binod Prasad Pant. Рр.113-115.
6. Лопатинская Т.Д. Символический опыт смерти в структуре компьютерной игровой среды // Общество: философия, история, культура: ООО Издательский дом «ХОРС». 2018, № 4. — С. 49-54.
7. Лопатинская Т.Д. Цифровое бессмертие или вечная жизнь в виртуально-игровой среде // Каспийский регион: политика, экономика, культура. – 2018. – № 2(55). – С. 151-161.
8. Лопатинская Т.Д., Федюлина Е.В. Триада «жизнь-смерть-бессмертие» в виртуальном дискурсе электронной культуры // Сборник статей XIX Международной научно-практической конференции «World Science: Problems and innovations», 30 марта 2018 г. Часть 1. Пенза: МЦНС «Наука и Просвещение», 2018. – С. 230-232
9. Федюлина Е.В. Философия кибернетического бессмертия «России 2045». // Социальные процессы в современном российском обществе: проблемы и перспективы: материалы II Всероссийской с международным участием научной конференции / отв. ред. О.Б. Истомина. – Иркутск: Издательство «Аспринт», 2018 –. С. 280 — 285.
10. Федюлина Е.В. Этические аспекты проблемы кибернетического бессмертия. // Практическая философия: от классики до информационного социума: Сборник материалов Всероссийской конференции. – Астрахань: Издатель: Сорокин Роман Васильевич, 2018. – . С. 537-540.
11. Касавина Н.А. Человек и техника: амбивалентность электронной культуры // Эпистемология и философия науки. 2018. №4. С. 129-140.
12. Касавина Н.А. Проблема личностной идентичности в электронной культуре (на примере футуристического романа-антиутопии Ю.Н. Вознесенской «Путь Кассандры, или приключения с макаронами» // Практическая философия: от классики до информационного социума: Сборник материалов Всероссийской конференции. Астрахань, Издатель Сорокин Роман Васильевич. 2018. С. 147-151.
13. Касавина Н.А. Как возможна экзистенциальная философия науки? // История и философия науки в эпоху перемен: сборник научных статей. Москва, «Русское общество истории и философии науки», 2018. Т.5. С. 32-34.

2019 год (2-й этап)

В 2019 г. в ходе реализации 2 этапа проекта получила дальнейшее развитие теория электронной культуры, динамика которой определяется как технологическими, так и социальными и антропогенными факторами. Была продолжена разработка экзистенциальной аксиологии как методологии данного исследования, в том числе был представлен комплексный анализ и характеристика экзистенциалов личности, как оснований ценностных ориентиров человека, в условиях электронной культуры. Методологические возможности теорий экзистенциалов М. Хайдеггера, Л. Бисвангера, М. Босса, М. Шелера были применены для анализа феноменов мировоззрения информационной эпохи, что позволило выявить и охарактеризовать трансформацию отношения человека к смерти, телесности, Другому, свободе и т.д.
С позиции экзистенциально-аксиологического подхода показаны особенности современных экзистенциалов с учетом трансформации восприятия пространства, темпоральности, тела, Другого в условиях электронной культуры, симулятивных форм коммуникации.
Продолжено выявление и характеристика форм саморазрушительного поведения, эскапизма в цифровой среде («группы смерти») и наиболее опасных молодежных виртуальных сообществ («колумбайнеров»), связанных с террористическим потенциалом. Выявлены внешние и внутренние факторы вовлечения в деструктивные виртуальные сообщества, дана комплексная оценка динамики «групп смерти» и «колумбайнеров» в 2014-2018 гг., выявлены социально-психологические портреты их участников, особенности групп риска, имеющих высокий потенциал вовлеченности в подобные сообщества.
В рамках проекта выявлены наиболее значимые этико-нормативные проблемы электронной культуры, обусловленные фактором внедрения ИКТ в социо- и антропосферу, оказавшие влияние на современное общество. Охарактеризованы этапы формирования основных международных документов в области инфоэтики, показано ее становление и особенности в условиях широкой цифровизации социума.
Раскрыты с позиции антропологического анализа проблемы создания техники «с человеческим лицом» как феномена современной инфосферы (The Digital Citizen) , выявить новые формы отчуждения техники, и факторы и возможности его преодоления в будущем социуме. Показано, что в современном философском дискурсе по-прежнему сохраняется акцент на амбивалентности электронной культуры. Ее положительный модус усматривается в расширении возможностей для формирования личностной идентичности, активном включении населения в городскую жизнь, формировании новых социально-политических и научных практик. Опасения связаны с проблемой экзистенциального кризиса и дегуманизации человека, появлением новых факторов диктатуры, потерей контроля по отношению к знанию и информации.
Представлена философская трактовка возможностей достижения кибер-иммортализма, перспективных и рискогенных сценариев его развития; характеристика кибер-идентичности как симуляционной модели современной действительности.
Результаты исследования представлены в 3-х статьях в журналах баз Scopus /WoS,
4 статьях в журналах перченя ВАК, в 7 выступлениях на международных и российских конференциях, в том числе, в Лиссабонском университете, Санкт-Петербургском государственном университете, Свято-Тихоновском государственном университете, Магнитогорском техническом университете, Астраханском государственном университете и др.
Участниками проекта проведен 2-й научный семинар «Иммортализм в пространстве электронной реальности» с участием авторов проекта, преподавателей, студентов, аспирантов и молодых ученых Астраханского государственного университета совместно с ИФ РАН. Принято участие в организации круглого стола в рамках XV Всероссийской научно-практической конференции «Условия и способы повышения активности молодежи как субъекта инноваций и устойчивого развития регионов», проведенная рамках инициативной программы «Проблемы социокультурной эволюции России и ее регионов» Секции философии, политологии, социологии, психологии, права Отделения общественных наук РАН. Санкт-Петербург, Санкт-Петербургский филиал Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики», 9-11 октября 2019 г.

Публикации 2019 г.

1. Баева Л.В. Теория экзистенциалов М. Хайдеггера и М. Босса и анализ существования человека в условиях электронной культуры // Вопросы философии №4 с. 24-33
2. Baeva L. V. Ethic and Legal Aspects of IT Society Development and Issues of E-Culture Security// Studies in Computational Intelligence. Volume 826 /Series Editor Janusz Kacprzyk, Polish Academy of Sciences, Warsaw, Poland . Springer Nature Switzerland, 2019. p.387-394
3. Baeva L. V. A Study on Digital Culture Phenomena in Addressing Cyber Threats // GFIC 2019. Proceedings of the 2nd Global Forum of Intellectual Capital. Lisbon, 20th May 2019. Edited by Florinda Matos P.167-180.
4. Баева Л.В. Философские аспекты цифровизации образования в условиях электронной культуры. // Образование в цифровую эпоху: проблемы и перспективы сборник трудов Международной научно-практической конференции. 2019 Издательство: Астраханский государственный университет, Издательский дом «Астраханский университет».https://elibrary.ru/item.asp?id=37986440
5. Баева Л.В. Аксиология М. Шелера и ценности электронной? культуры //
Мировоззренческие основания культуры современной России: сборник научных трудов X Международной научно-практической конференции / под ред. В.А. Жилиной ; ФГБОУ ВО «Магнитогорский государственный технический университет им. Г.И. Носова». – Электрон. текстовые дан. (2,43 Мб). – Магнитогорск : ФГБОУ ВО «МГТУ им. Г.И. Носова», 2019. Стр. 11-19.
6. Баева Л.В. Формирование этики информационного общества и электронной культуры // Формирование этики информационного общества и электронной культуры SBN 978-5-9926-1169-4
7. Баева Л.В. Становление этики цифровой культуры. Дни Петербургской философии. XI Международная научная конференция «Теоретическая и прикладная этика: традиции и перспективы – 2019. К грядущему цифровому обществу. Опыт этического прогнозирования (100 лет со дня рождения Д. Белла — 1919-2019)» Санкт-Петербург, 21-22 ноября 2019.
8. Баева Л.В. «Группы смерти» и «колумбайн-сообщества» в онлайн культуре и реальном социуме. Информационное общество. 2019 № 3 http://www.infosoc.iis.ru/content/2019/201903.html
9. Касавина Н.А. Цифровизация как предмет междисциплинарных исследований // Эпистемология и философия науки. 2019. №4. С. 251-259.
10. Касавина Н.А. Молодежь в цифровом обществе: риски и возможности // Условия и способы повышения активности молодежи как субъекта инноваций и устойчивого развития регионов. Сб. докл./ст. участников XV Всерос. науч.-практ. конф. В рамках инициативной программы «Проблемы социокультурной эволюции России и ее регионов». Санкт-Петербург, 9–11 октября 2019 г. / сост. Н.И. Лапин, Р.Х. Салахутдинова; отв. ред. А.В. Немировская. СПб.: «Реноме», 2019. С. 222-229
11. Лопатинская Т.Д. Трансформация культурной идентичности в условиях цифровой эпохи / Контекст и рефлексия: философия о мире и человеке. Издательство «АНАЛИТИКА РОДИС». Московская область, г. Ногинск. Том 8, № 1А, 2019. С. 126-132. ISSN 2223-5485
12. Лопатинская Т.Д. Утрата и обретение зеркального образа «Я» сквозь призму электронной культуры / Научный аспект. Самара: Изд-во ООО «Аспект». №3. Т. 2. 2019. С. 254-260. ISBN 2226-5694
13. Федюлина Е.В. Возникновение философских идей иммортализма и продвижение трансгуманизма в современном российском цифровом пространстве [Текст] / Е.В. Федюлина // Каспийский регион: политика, экономика, культура». – Астрахань, 2019 – № 2(59). – С. 150-157.
14. Федюлина Е.В. Распространение основных трансгуманистических целей в современной российской интернет-среде [Текст] / Е.В. Федюлина // Контекст и рефлексия: философия о мире и человеке. – Московская обл., Ногинск: Изд-во «Аналитик Родис», 2019 – Том 8, № 1А. – С. 202-209.

2020 год
3 этап

В 2020 году в соответствии с планом работ была завершена разработка комплексной теории электронной (online-, cyber-, е-culture, digital-culture и т.д.) культуры в рамках которой дан философский анализ новых форм экзистенции человека в электронной культуре, трансценденции в виртуальной социальности; исследованы принципы информационной этики с позиции обеспечения свободы человека, защиты его уникальности. Электронная культура была охарактеризована не просто в качестве «окружающей среды» современного человека, но в качестве его экзистенции, где становится возможным продление его бытия, обретение новых форм свободы, виртуальной формы бессмертия, трансценденции к Другому. Показано, что «бытие-в-мире» цифровой, электронной культуры имеет свои ценностные основания и ориентиры, прежде всего связанные с предельной свободой выбора, плюрализмом, глобальностью в цифровом универсуме. Этот тип культуры описан как комплекс всех информационных феноменов, созданных человеком с помощью высоких технологий, которые призваны обеспечить его новые формы существования, имеющий тенденцию к размыванию жестких границ между человеком и киберсистемами, индивидуальным и социальным пространствами, творчеством и потреблением, уникальным и программируемым. Бытие человека в электронной культуре выступает как некий синтез экзистенции («бытия в себе и для себя») и транcценденции («бытия с Другими и для Других»). В условиях электронной культуры для человека по-новому открываются такие феномены и условия его существования как «контроль» и «свобода», «время» и «пространство», «существование» и «смерть», «одиночество» и «Другой», «объективация» и «субъективность».
Одним из важных направлений исследования в рамках проекта стала разработка проблем экзистенциальной безопасности в цифровом социуме с позиции информационной этики. Были исследованы генезис и основные направления развития информационной этики от работ Ноберта Винера до современных исследований Лучано Флориди и Рафаэля Капурро, показано, как шло формирование тематики проблем инфоэтики и теоретические разработки становились основанием для принятия правовых норм и кодексов этики (важнейшими из которых стали Кодекс этики информационного общества ЮНЕСКО, а также документы в области этики и права ООН и Международного союза электросвязи). В тоже время были выявлены новые актуальные этические проблемы развития феноменов электронной культуры, прежде всего, связанные с сетевой коммуникацией и с искусственным интеллектом.
Отмечено, что современное понятие информационной этики сегодня охватывает не только коммуникацию в условиях применения ИКТ, но и новые области отношений людей и «умных», кибер-систем в условиях информационного пространства. В рамках нашего исследования информационную этику мы охарактеризовали как область знания и систему норм, направленную на 1) изучение и регулирование этических аспектов социальной жизни, связанных с внедрением ИКТ (защита авторских прав, киберугрозы и кибербезопасность, информационное равенство и гарантированность прав личности в доступе к информации, гендерные, социокультурные, социально-политические особенности развития информационного общества); 2) разработку и изучение этических принципов коммуникации в информационном обществе, создание на их основе этических Кодексов для информационного сообщества; 3) изучение этических аспектов развития электронных масс-медиа (электронных СМИ, Интернет, социальных сетей, электронных библиотек, виртуальных музеев и объектов сохранения культурного наследия); 4) изучение и регулирование морально-этических проблем развития (информационно-компьютерных (ИКТ) и нано-инфо-био-кибер-социо-(НБИКС)-технологий, в том числе киборгизации, искусственного интеллекта и др.); 5) изучение и регулирование отношений «человек-человек», «человек-компьютер», «человек-ИИ» в социально-значимых сферах (цифровое обучение, электронные услуги, электронное правительство и др.)
Выявлена специфика формирующейся сегодня информационной этики, которая состоит в том, что она является развитием профессиональной этики, с одной стороны, и областью прикладной философии, с другой. В связи с этим в ней в ее тематике присутствует как теоретическая фундаментальность, так и уклон в профессиональную этику. Как правило, область исследований по информационной этике оказывается междисциплинарной, касаясь как вопросов общей этики в информационном социуме, так и конкретных проблем этики СМИ, этики компьютерных игр, этики цифрового обучения и др. Информационная этика оказывается направленной на регулирование не только сферы отношений «человек-человек», но и отношений «человек-машина» и «человек – ИИ». Это делает необходимым привлечение к ее разработке специалистов в области инженерно-технических и IT-наук, связанных с программированием поведения киберсистем, умных устройств и девайсов.
С позиции информационной этики были исследованы ценности безопасности и свободы в электронных медиа, этических проблем использования искусственного интеллекта. Важной чертой этики электронной культуры является ее направленность на достижение двух ценностей-целей, вступающих в противоречие друг с другом: свободы и безопасности. С одной стороны, инфоэтика изначально была ориентирована на решение проблем информационного неравенства, обеспечения доступом к ИКТ ресурсам все большего числа граждан, защиту из неприкосновенности, прав человека в информационном мире. С другой стороны, информационное общество столкнулось с проблемами киберугроз, кибератак, имеющих негативный и разрушительный потенциал для больших групп людей, общества в целом. Это привело к необходимости ограничений прав и свобод отдельных граждан на свободу в интернет-коммуникации, что выразилось в изменении законодательства (в РФ «закона Яровой»). С позиции утилитарной этики безопасность большинства ценнее свобод отдельных граждан. Дискуссии правозащитников по этому поводу продолжаются, однако, пока фактор киберугроз остается значительным, эти ограничения будут одним из факторов обеспечения национальной безопасности.
На развитие информационной этики оказала влияние современная социокультурная ситуация, характеризующаяся предельным уровнем ценностного и плюрализма и релятивизма. Интернет-пространство в определенной степени воспринимается как альтернативная реальной коммуникации сфера с высоким уровнем либерализма и дискриптивности. Недостаточная разработанность нормативных правил интернет-коммуникации, трудности контроля за их выполнением создают условия значительной диффузии этических оснований электронной культуры.
Отмечено, что одной из новых проблем инфоэтики становится регулирование отношений человека и ИИ (речь идет о «слабом» искусственном интеллекте, авто-ботах, которые заменяют человека в рутинной деятельности либо там, где требуется использование больших данных). Программирование ИИ осуществляется на основе принципа ненанесения вреда жизни и здоровью человеку, при этом может быть нанесен ущерб свободе человека, его правам, достоинству и др. Для разработки этических норм в этой сфере необходимо проведение гуманитарной экспертизы, анализ рисков и угроз в каждой из потенциально возможных ситуаций, нарушающих качество жизни человека. В основу отношений человека и ИИ должны быть положены принципы: ненанесения ущерба жизни и здоровью человека, гарантия прав и свобод человека, уважение к его личности и достоинству, соблюдение этических норм в цифровой коммуникации (Л.В. Баева).
В 2020 г. в контексте исследования динамики экзистенциальных условий существования человека в электронной культуре, рассматривала дискуссии экзистенциальной философии техники XX века, в центре которых — предостережение о дегуманизирующем влиянии технологического развития и массовой культуры на жизненный мир и экзистенциальный опыт человека. Для иллюстрации философских предостережений использовались кинематографические образы «дискурса катастрофы» XX века, выражающие восприятие обозначенных проблем на уровне художественного и массового сознания. Сделано предположение, что цифровая культура снимает многие из указанных опасений, становясь необходимой платформой социального развития личности. Это осуществляется благодаря современным формам формирования идентичности, коммуникации и интеракции, широким возможностям личностного и профессионального роста, актуализации новых социокультурных практик. Показана роль «экзистенциального измерения медиа» как направления социально-гуманитарного познания, критического мышления, философской рефлексии, которое проявляется в соизмерении достижений цифровой цивилизации и новых форм человеческой уязвимости и личностного раскрытия (статья: Н.А. Касавина. «Digital existence»: цифровой поворот в понимании человеческого бытия // The Digital Scholar: Philosopher‘s Lab / Цифровой ученый: лаборатория философа. 2020. №4).
Н.А. Касавиной подготовлена глава в монографию «”Бытие-в-мире” электронной культуры», в которой обобщены и продолжены исследования положения человека в новой технической среде — электронной культуре, понимание ее социальных, психологических и экзистенциальных рисков и возможностей. Прослеживается многогранность процесса адаптации личности к новым формам коммуникации, социальности и жизненного пространства в целом. Положительный модус влияния электронной культуры усматривается в расширении когнитивного горизонта, обеспечении человека информацией, доступе к различным видам коммуникации, творчества, самопрезентации, рекреации, выборе форм получения образования и гибкостью трудоустройства. Вызовы человеку интерпретируются через проблемы самоидентификации и феномены информационной перегрузки и Интернет-аддикции. Показано, что проблематика человека в контексте электронной культуры включается в различные направления философских и научно-гуманитарных исследований, такие как анализ и поиск форм адаптации человека к цифровой реальности, гуманизация процесса цифровизации, когнитивная экология Интернет, создание искусственного интеллекта, гуманитарная экспертиза цифровых технологий (Н.А. Касавина).
В рамках проекта были изучены особенности эскапизма в киберпространстве, выявлены риски виртуального эскапизма, связанные с возможностью полного погружения в «другую» реальность и невозможностью возврата в «первичную» реальность. В частности определено, что виртуальный эскапизм многолик, одновременно олицетворяет собой защитный механизм, необходимый в пространтсве технокруговорота с которым ежесекундно сталкивается индивид и рефлексирует по поводу обязанности соответствовать шаблонам современности, общепризнанным нормам и правилам, индивидуально переживая собственное одиночество в массе подобных. С другой стороны – он выступает некой формой самообмана, социальной иллюзией, интерактивной, увлекательной бездной киберпростанства. Такая «игра в жизнь» проникает во все сферы жизнедеятельности современного человека, внутренне трансформируя его и овладевая им целиком (его фантазией, его интуицией и воображением), заковывая его в тиски, сливается с объективной реальностью и формирует богатую, многослойную виртуальную платформу, питающую самые темные глубины цифровой действительности.
Кроме того, были изучены проблемы отчуждения личности в современном информационном обществе сквозь призму экзистенциональных рисков, воздействующих на индивида в виртуальном пространстве и непосредственно выражающих свое влияние на его бытие в реальном жизненном пространстве. Так наряду с неограниченными возможностями, предоставляемыми индивиду виртуальной коммуникацией, увеличиваются и экзистенциональные риски, связанные с этим процессом. Как показывают исследования, виртуальную коммуникацию, с одной стороны, можно рассматривать как способ освобождения индивида, поскольку, уходя в пространство виртуальной коммуникации, личность освобождается от действительных отношений с социумом, ощущает себя независимым от социальной среды и социальных масок, обретает новые возможности. С другой стороны, этот процесс может еще более сковать индивида, поскольку не имея возможности избавиться от собственной социокультурной «ризомы», он и в виртуальном пространстве сохраняет все те «якоря», которые сковывают его в реальной действительности, а также добавляет новые (виртуальные) (Т.Д.Лопатинская).
В соответствии с планом работы было проведено изучение онтологических, антропологических и этических аспектов феномена «иммортализма» (кибербессмертия и digital-бессмертия) в условиях развития НБИКС-технологий. Особое внимание уделено исследованию эволюции идеи технологического бессмертия человека в теориях отечественных и западных философов-транс- и постгуманистов. Основной акцент сделан на изучение разработок философских имморталистических гипотез в направлении достижения человечеством постбиологического бессмертия («кибербессмертия» и «digital-бессмертия» (цифрового)) путем использования науки будущего в условиях развития современных технологий.
Важными результатами, полученными при реализации проекта, стали, во-первых, разграничение широко распространенного в философии понятия «бессмертия» человека и «иммортализма», во-вторых, ретроспективный анализ развития основных векторов современных философских идей постбиологического существования индивида, в-третьих, предложены авторские определения основных исследуемых понятий. Ввиду того, что в истории мировой философии долгое время человеческое бессмертие рассматривалось, главным образом, либо с духовно-религиозных позиций (вечность души), либо с материалистических (полное отрицание жизни после смерти), зарождение и развитие идеи радикального продления жизни и обретения практического бессмертия человека в конце XIX- начале XX вв. сначала в отечественной, а позже — и в западной философии привело к оформлению нового феномена — «иммортализма». С позиции комплексного подхода предложено уточненное понятие в его современном значении, имеет следующее определение: иммортализм – философская и общенаучная идея, заключающаяся в обосновании возможности и необходимости максимального отдаления смерти человека и обретения им практического личного бессмертия с помощью медицинских открытий и высокотехнологичных научных достижений. Выявление доминирующих тенденций развития западных и отечественных транс- и постгуманистических идей, сопряженных с развитием НБИКС-технологий и перспективой создания сверхмощного искусственного интеллекта (ИИ) и его использования в иммортологических целях, позволило интерпретировать основные теории перехода смертного человечества к бессмертному постчеловечеству. Определено, что в работах философов-исследователей, занимающихся изучением проблем идеи бессмертнического транс- и постчеловечества, нет четкого разграничения определений «кибернетического» и «цифрового» бессмертия, зачастую они используются как синонимы. В этой связи предложено разграничить данные понятия. Под «кибербессмертием» понимать идею достижения бессмертия человека с помощью развития НБИКС-технологий и рассматривать его как вид идеи практического бессмертия: пролонгированное и нелимитированное телесное существование человека, без осознания неизбежности смерти, достигаемое научными и технологическими разработками, имеющее конечной целью обретение физического бессмертия. Человечество сможет прийти к этому в результате многочисленных технических преобразований своей биологической сущности (киборгизация), с возможным итогом – полной синтетической модификации (в том числе – с использованием ИИ). В свою очередь, «digital-бессмертие» (цифровое) – идея вечной жизни в формате виртуально-цифрового пространства. В этом случае подразумевается частичный или полный перенос человеческого сознания (интеллект, память, компетенции, чувства, эмоции и т.д.) в высокотехнологичную компьютерную матричную среду с целью дальнейшего обеспечения существования индивида в новом электронном облике после его биологической смерти. Таким образом, проекты разработки общего ИИ, киборгизации оказываются тесно связанными с экзистенциальными проблемами человека (бытие к смерти, уникальность, свобода и др.) и их анализ предполагает конвергенцию социогуманитарных, медицинских и технических наук. При этом вопросы этики и гуманитарной экспертизы становятся важнейшими для предупреждения угроз социальной и антропологической безопасности (Е.В. Федюлина).
результаты исследования представлены в 2 статьях в журналах, индексированных в WoS, Scopus, в монографии (12 п.л), статьях в журналах ВАК и РИНЦ.

Публикации 2020 года

Монография

«Бытие-в мире» электронной культуры Монография. / под общ. ред. Л. В. Баевой ; Текст: Баева Л. В. (введение, главы 1,2,4,7), Касавина Н. А. (глава 3), Федюлина Е. В. (глава 6), Лопатинская Т. Д. (глава 5). Астраханский гос. ун-т. — СПб. : «Реноме», 2020. (объем 12.п.л.) Тираж 500 экз.
Аннотация
В монографии представлен системный анализ экзистенциальных проблем и паттернов человека в условиях информационного социума, дана характеристика таким феноменам, как сетевая объективация, виртуальный эскапизм и бегство от реальности, несвободы и зависимости от виртуального существования, экзистенциальный опыт смерти и бессмертия в информационном и киберпространстве. На основе изучения современных научно-теоретических источников и эмпирического анализа феноменов электронной культуры (социальных сетей, видеоигр др.) проведено исследование пограничных состояний личности в состоянии киберзависимости (Интернет-игровой зависимости), проведен анализ факторов попадания в суицидальные сетевые сообщества, охарактеризованы состояния кибер-эскапизма и кибер-аутизма.

Статьи

1.Baeva L. Social and Existential Threats to Personal Security in Virtual Communities: “Groups of Death” and “Columbine Communities”/ International Journal of Technoethics Volume 11. Issue 1. P. 1-16. (WoS, Scopus)
2.Baeva L. Existential risks and problem of escapism under conditions of e-culture/ PRZEGL?D WSCHODNIOEUROPEJSKI XI/1 2020: 299–313. (Scopus)
3.Baeva L. Ethical Threats and Existential Safety. Social Inquiry: Journal of Social Science Research 2020, Vol. 2, No. 2, pp. 103-115.
4. Баева Л.В. Электронная культура и тенденции в ценностной динамике. Международная научно-практическая конференция «Наука, образование, культура», посвященная 29-ой годовщине Комратского государственного университета СБОРНИК СТАТЕЙ ТОМ IV История и философия. Культура и искусство. Составители Т.И. Раковчена, Р.Н. Коврикова, А.К.Папцова КОМРАТ: Комратский университет . С. 282-287. (РИНЦ) 5.Лопатинская Т.Д. Эскапизм в киберпространстве как жизненная стратегия // Вестник Тверского государственного университета. Серия Философия №3 (53). 2020. С 92-97 (ВАК)
6. Лопатинская Т.Д. Виртуальная коммуникация: экзистенциальные риски // Философские и социально-экономические проблемы исследования инновационных технологий и искусственного интеллекта: Сборник научных статей / сост. и науч. ред. д-р филос. наук В.О. Шелекета; Белгор. гос. технол. ун-т им. В.Г.Шухова;, Московский государственный университет имени М. В. Ломоносова, Институт философии Российской Академии Наук Университет Николы Теслы, факультет права и бизнеса (Univerzitet Union Nikola Tesla), г. Белград;.–Белгород: Изд-во БГТУ. 2020. С. 206-211 (РИНЦ).
7. Касавина Н.А. «Digital existence»: цифровой поворот в понимании человеческого бытия // The Digital Scholar: Philosopher‘s Lab / Цифровой ученый: лаборатория философа. 2020. №4.
8. Федюлина Е.В. Идея технологического бессмертия человека в философии постгуманизма [Текст] / Е.В. Федюлина // Вестник Воронежского государственного университета. Серия: Философия. – Воронеж, 2020 – № 4. – С. 84-92.
9. Федюлина Е.В. Зарождение имморталистических идей в русской философии [Текст] / Е.В. Федюлина // Инновации. Наука. Образование. – Тольятти, 2020 – № 20. – С. 837-841.